3D-художник
Кто это и чем занимается
3D-художник — это человек, который превращает плоские идеи в объемные миры. Он не просто рисует, а лепит и строит: персонажей, здания, предметы, окружение — всё, что потом попадает в игры, анимацию, кино, рекламу или виртуальную реальность. Хочешь создать дракона с чешуей, отражающей свет, как стекло? Это задача для 3D-художника. Хочешь оживить инопланетный пейзаж или сделать реалистичную модель кроссовка? Снова он.
Работа связана с цифровым моделированием, текстурированием, настройкой света и даже иногда анимацией. То есть, это не только творчество, но и техничка, где много инструментов и софта.
Какие задачи выполняет
Основная задача — создание 3D-моделей. Иногда по концептам, иногда с нуля. Потом — текстурирование (чтобы модель не была просто серым каркасом), настройка освещения, подготовка к рендеру или экспорту в игровой движок. Кто-то делает только персонажей, кто-то — окружение, кто-то универсал и умеет всё.
Если речь о играх или VR, добавляется оптимизация моделей. А в кино и рекламе часто важна фотореалистичность. В любом случае 3D-художник работает в связке с другими специалистами: концепт-художниками, аниматорами, программистами, арт-директорами.
Типичный рабочий день
Обычно день 3D-художника начинается с задачи от тимлида или арт-директора. Это может быть новая модель, правки старой или просто апдейт по пайплайну. Дальше — моделинг, настройка материалов, иногда ретопология и UV-развёртки. Много времени уходит на тесты, правки, поиск референсов. Коммуникация — по чатам, созвонам, таск-трекерам вроде Trello или Jira.
Если работаешь в студии, день более структурирован. На фрилансе — всё зависит от самодисциплины.
Из каких профессий можно прийти в эту сферу
Сюда часто приходят:
Иллюстраторы и 2D-художники, уставшие от плоской графики
Архитекторы и дизайнеры интерьера — у них уже есть навыки композиции и работы с пространством
Гейм-дизайнеры, которые хотят создавать визуальный контент
Куда можно развиваться дальше
Ты можешь:
Стать 3D-дженералистом и закрывать весь пайплайн сам
Уйти в узкую специализацию: персонажка, окружение, hard surface
Стать техническим артистом и работать с риггингом, визуальными эффектами
Перейти в арт-лиды или супервизоры
Начать преподавать или делать авторские курсы
Где работать
Геймдев-компании — мобильные и AAA-студии
Анимационные студии и кино
Рекламные агентства
Архитектурные бюро и визуализаторы
VR/AR стартапы
Фриланс, если хочешь свободы
Собственный проект — свои модели можно продавать на маркетплейсах
Плюсы и минусы профессии
Что привлекает в профессии 3D-художника:
Творческая реализация
Востребованность на рынке
Возможность фриланса
Разнообразие задач и сфер применения
Развитие в сторону технической экспертизы или арта
Но есть и сложности:
Высокая конкуренция
Постоянное обучение новым инструментам
Технические сложности и софт, который не прощает ошибок
Дедлайны и правки от заказчиков
Иногда — монотонность в задачах
Если хочешь попробовать себя в этой сфере — начни с курсов по основам 3D-графики. Освоишь Blender или Cinema 4D, попробуешь делать модели, текстурировать и освещать. Потом — курсы посложнее: персонажи, анатомия, рендер, композиция. А дальше — проекты, фидбек, портфолио и первые заказы.

Хард скиллы
Создание 3D-моделей в Blender
Моделирование low-poly объектов для игр
Разворачивание UV-развертки
Запекание нормалей в Marmoset Toolbag
Текстурирование в Substance Painter
Импорт моделей в Unreal Engine
Работа с материалами в Unity
Подбор и использование референсов
Рендеринг сцен с использованием Eevee
Создание простых анимаций камеры
Софт скиллы
Художественное чутьё
Усидчивость
Внимательность
Терпеливость
Обучаемость
Восприятие критики
Аккуратность
Последовательность