Нарративный дизайнер
Кто это и чем занимается
Нарративный дизайнер — это тот, кто отвечает за то, чтобы история в игре не просто существовала, а увлекала, погружала и оставалась в памяти. Если говорить проще: он придумывает, как игрок будет проживать сюжет, какие будут диалоги, выборы, эмоции, реакции мира на действия персонажа. Нарративный дизайн — это не просто написать сценарий, а выстроить структуру повествования внутри геймплея.
Это человек, который делает так, чтобы история не шла отдельно от игры, а становилась её частью — органичной и логичной. Он думает о мотивации персонажей, ветвлениях сюжета, взаимодействии игрока с миром. Всё, что связано с сюжетом, — его зона.
Какие задачи выполняет нарративный дизайнер
Нарративный дизайнер работает над:
разработкой сюжета и его структуры
созданием персонажей и их мотивации
написанием диалогов и реплик
взаимодействием с геймдизайнерами, чтобы история не мешала геймплею, а усиливала его
описанием квестов, кат-сцен, внутриигровых текстов
Иногда он ещё и редактирует чужие тексты, прописывает лор или пишет описания предметов — чтобы всё было в едином тоне и стиле.
Как проходит рабочий день
Обычно день начинается с общения с командой: кто что сделал, какие правки, куда двигается сюжет. Потом — работа над сценарием, написание реплик, согласование с художниками и геймдизайнерами. Иногда — правка старых текстов или адаптация под новые механики.
Работа может быть очень разной: в один день ты пишешь диалоги для босса, в другой — придумываешь, как игрок узнает важную информацию через окружение. Много обсуждений, документов, правок и переделок — но зато всё это про творчество.
Из каких профессий можно прийти в эту сферу
Часто сюда приходят из:
сценарного дела и литературы
копирайтинга и сторителлинга
журналистики
режиссуры или актёрского мастерства
Главное — уметь рассказывать истории и понимать, как они будут восприниматься игроком в интерактивной среде.
Куда можно развиваться дальше
Можно расти до ведущего нарративного дизайнера, руководителя отдела сюжета или перейти в геймдизайн. Кто-то уходит в режиссуру игровых проектов или начинает работать над фильмами и сериалами. Ещё один вариант — открыть свою студию или создать собственную игру, где ты будешь и автором, и дизайнером.
Где работать
Нарративные дизайнеры нужны в игровых студиях — как больших (типа MY.GAMES, Saber, 1С, Owlcat), так и инди. Можно работать в команде или фрилансить, участвуя в разных проектах. Иногда такие специалисты востребованы в VR/AR-проектах, интерактивных шоу, образовательных играх и даже в маркетинге (для брендированных игровых историй).
Плюсы и минусы профессии
Плюсы:
ты занимаешься творчеством каждый день
создаёшь миры, персонажей, смыслы
профессия на стыке сценарного мастерства и геймдева
можно работать удалённо
растущий интерес к профессии и спрос на рынке
Минусы:
не всегда просто донести важность сюжета до всей команды
иногда приходится править по десять раз
сложно пробиться в крупные проекты без опыта
большая конкуренция среди новичков
Если хочешь разобраться в профессии и начать путь в нарративный дизайн — посмотри подборку курсов по обучению с нуля и по прокачке навыков. Это отличный способ войти в индустрию и научиться создавать истории, которые действительно хочется прожить.

Хард скиллы
Основы сторителлинга
Основы драматургии
Написание диалогов
Написание коротких сцен
Знание игровых жанров
Знание базовых игровых механик
Умение работать с Google Docs
Умение работать с Excel
Умение работать с Notion
Базовое представление о построении квестов и интерактивного повествования
Владение русским языком на высоком уровне
Софт скиллы
Коммуникабельность
Обучаемость
Внимательность
Эмпатия
Гибкость
Любознательность
Терпеливость
Аккуратность
Ответственность