TAM-SAM-SOM
Это методика оценки рынка, которая помогает определить реалистичный потенциал продаж для продукта или услуги. TAM означает Total Available Market (Общий доступный рынок),
SAM - Serviceable Available Market (Обслуживаемый доступный рынок),
а SOM - Serviceable Obtainable Market (Обслуживаемый получаемый рынок).
Автор:
неизвестен.
Для чего это:
Эти метрики являются ключевыми компонентами бизнес-плана, особенно при разработке вашей маркетинговой и продажной стратегии, установке реалистичных целей по доходам и выборе рынков, которые стоят вашего времени и ресурсов.
Как использовать:
- Определите TAM: это общий объем продаж вашего продукта или услуги, если бы 100% потенциальных клиентов стали вашими клиентами.
- Определите SAM: это сегмент TAM, который вы можете обслужить, учитывая текущие ограничения, такие как географическое расположение, каналы распространения и т.д.
- Определите SOM: это часть SAM, которую вы реально можете достичь. Это должно быть реалистичной целью для вашего бизнеса в ближайшем будущем.
Пример:
Допустим, вы начинаете сеть фаст-фуда. Ваш TAM будет мировым рынком ресторанов быстрого питания. Ваш SAM будет спросом на фаст-фуд в двух городах, где вы начинаете. Ваш SOM будет долей рынка, которую вы реально можете захватить, учитывая конкуренцию
Формула:
- TAM = (Цена продукта или услуги) * (Количество всех потенциальных покупателей)
- SAM = (Цена продукта или услуги) * (Количество доступных покупателей с учетом ваших текущих ограничений)
- SOM = (Цена продукта или услуги) * (Количество покупателей, которых вы реально можете привлечь в ближайшем будущем)